Главная » Теория » Музыкальная безграмотность

Музыкальная безграмотность

Я настоятельно рекомендую всем, кто хочет научиться хорошо читать ноты с листа или научить этому своих детей, прочитать книгу Хелен Хайнер “Стать музыкантом? – Легко!”

В этом блоге я буду приводить сокращённые цитаты из этой книги по интересующим меня на текущий момент темам. Сегодня поделюсь мыслями о музыкальной безграмотности.

Музыкально безграмотный – это всякий, кто не владеет музыкальным инструментом, не может уверенно читать ноты скрипичного и басового ключей, петь по нотам и записывать музыку на бумаге

Хелен Хайнер

Я посещала музыкальную школу 9 лет (подготовительный класс + 7 лет обучения + 1 дополнительный год просто для себя) и осталась музыкально безграмотной. Конечно, я не была лучшей ученицей, но и хуже всех не выглядела. Много лет до прочтения этой книги я считала себя особенно бездарной. Но сейчас у меня появилась надежда: может, дело не только во мне?

Настоящая причина тотальной музыкальной безграмотности — элементарное неумение педагогов научить музыкальному языку всех людей, независимо от их музыкального таланта. … Что, если наши методы дают сбой не из-за бездарности учащихся, а из-за бездарности самих методов?

Хелен Хайнер

Что и говорить, эти слова меня обнадежили. Признаться, я все еще не теряю надежды научиться играть с листа. Но еще большие надежды я возлагаю на своих детей. Первое, что мне нужно – поставить цель.

Уроки музыки – это обучение:
— беглому музыкальному чтению в как минимум Скрипичном и Басовом ключах одновременно,
— музыкальному письму,
— умению петь по нотам,
— умению играть по нотам двумя руками.
Конечный результат обучения музыке – музыкальное мышление: способность не только исполнять музыку, но и записывать, и сочинять ее. Урок музыки учит музыкальному языку – то есть умению выражать на этом языке свои мысли, грамотно и красиво  оформляя их.

Хелен Хайнер

Все перечисленные умения в комплексе, которые договоримся называть “музыкальной грамотностью” и будут являться моей целью. Вы еще не захотели составить мне компанию? Жду до первого упражнения и начинаю без вас.  Дразнящаяся рожица

В каком возрасте можно начинать заниматься?

В 3-4 года человек уже вполне может петь, играть и читать ноты, не просто развивая тем самым музыкальные способности, но и развивая свой ум для успешного обучения другим наукам. … Постепенно возраст моих учеников опустился… до двух лет!

Хелен Хайнер

Соглашусь. Два года – нормальный возраст, а если ребенку с рождения уделяли много внимания, то и раньше. Первый раз я предложила своей дочери сыграть на синтезаторе прежде, чем она могла сидеть. Конечно, это не было музыкальным обучением, скорее, музыкальным привыканием. На свой первый день рождения, сидя у меня на коленях, она исполнила для гостей небольшую импровизацию.

Прежде чем погрузиться в творчество и исследование новаторского подхода к обучению, посмотрим еще раз на традиционный подход:

Мы бездумно нарушаем постепенность, безответственно перегружаем восприятие, планомерно игнорируем реальные навыки, последовательно требуем невозможного. Традиционное музыкальное образование игнорирует пути формирования и закрепления навыков. Естественный и радостный процесс – обучение — превращается в навязывание бессмысленных действий.

Наши обычные уроки музыки – сплошные падения и срывы! Держать руки, сидеть прямо, смотреть в ноты, играть без ошибок и даже с динамикой – мы требуем выполнения всех этих навыков, не дав себе труд развить хоть один из них!

Чтобы произведение стало мало-мальски похоже на музыку, нужно часами, изо дня в день терпеливо разбирать его, а потом собирать по кусочкам, как составную картинку-паззл. При этом почти всю тяжесть неподъемного материала берёт на себя мышечная память. Слух и логика также делают все возможное, чтобы  избавить восприятие от каторжной работы. Итог: умение читать ноты почти не формируется.

Такое выучивание оставляет столько тяжелых воспоминаний, что радость от результата исчезающее меркнет. Большинство «музыкально образованных» не заставишь разбирать новый материал. Чаще всего они годами не подходят к инструменту! Ведь читать с листа они так и не научились.

Хелен Хайнер

И напоследок несколько оптимистичных утверждений, поверив в которые, мы сможем двигаться дальше.

Музыка не требует слуха – она РАЗВИВАЕТ его. Всё дело только в методе.

Правда в том, что каждый ребенок может читать ноты и играть  двумя руками так же легко, как кататься на велосипеде.

Нужно просто разбить музицирование на мелкие, хорошо усвояемые кусочки!

Обучение новому — постепенное наращивание знаний и опыта. Каждый шаг, ступенька или навык должны усваиваться полностью, отрабатываться до состояния свободного применения – и пока этого не произошло, двигаться дальше, требовать нового противоестественно и недопустимо.

Хелен Хайнер

В следующий раз мы поговорим о том, с чего следует начинать обучение.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s